АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ        


   Под "автоматизацией" звуков понимают отработку звука и введение его в речь. Только при многократном повторении изо дня в день, звук, который требовал постоянного контроля произносится бессознательно или "на автомате". В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность нельзя.


 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

(по Т. Б. Филичевой)

1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

3) автоматизация звука в предложениях;

4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

6) автоматизация звука в разговорной речи.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ...

обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы. Если же ребенок пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог  - как будто  никогда ничему и не учился!  То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю  хорошо, а в жизни как привык». Отсюда следует вывод-дома не уделяется должного внимания правильности звуков. Ежедневно контролируйте речь вашего ребенка!

первое время нужно новый звук произносить чуть дольше, сильнее, чем другие звуки. Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий»  это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.

важно замотивировать самого ребенка. Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а  «ты ведь хочешь хорошо учиться в школе  \ читать стихи на празднике \ быть взрослым…»  и много других вариантов, которые подходят именно вашему ребенку.

на первых порах надо контролировать новые звуки. В противном случае, приобретенный навык уступит место привычному "корявому" произношению.