НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

 

  РЕЧЬ (англ. speech) — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.


Различают речь:

  • внутреннюю (импрессивную),
  • внешне направленную (экспрессивную),
  • устную,
  • письменную,
  • жестовую,
  • дактильную.

Речь является основным механизмом мышления.


   Данная таблица поможет Вам примерно сориентироваться

в развитии речи ребенка.

Не забывайте, что все индивидуально и границы могут быть несколько сдвинуты.


Возрастные границы

Нормы развития речи

Новорожденный

0-1 мес.

Голосовая реакция-крик. Реагирует на обращенную к нему речь и интонацию.

1 – 3 мес.

Примерно к 2 мес. появляется гуление. Ребенок издает отдельные звуки ( а-а-а, о-о-о, э-меее, пффф… и т.д.)

3 – 6 мес.

У детей наблюдается развитие лепета (агу-гу). Начинается усвоение фонетических норм родного языка. При общении появляется «комплекс оживления» - смех, двигательная реакция на взрослого.  Может многократно повторять отдельные звуки.

6 – 9 мес.

Продолжается развитие лепета. К 6 мес. начинает произносить первые слоги (ба, ма), осваивает гласные П, Б, М, Т, Д, К. Возникает подражание. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия.  Ребенок начинает понимать жесты людей. Начинается развитие ситуационного восприятия обращенной речи (находит глазами всех членов семьи).

9 мес. – 1 год

Ребенок способен копировать интонацию. По подражанию повторять цепочки повторяющихся слогов. Развивается понимание речи. Связывает определенные звукосочетания с предметом (мяу-кошка, гав-собака и т.д.)

К концу 1 года жизни ребенку доступны звуки: А, У, И, П, Б, М. Появляются первые слова.

 

1 – 2 года

Развивается понимание речи и совершенствуется речевой слух. Начинает накапливаться активный словарь.

  • Дети понимают простые предметы и действия, изображенные на картинках.
  • Выполняют просьбы взрослых, состоящие из 2х частей;
  • Понимают обобщающие значения слов (любой стул – это стул);
  • К 1,5 годам словарь может насчитывать около 40-50 слов, а к 2 годам около 200, преимущественно существительных и глаголов бытовой и игровой тематики;
  • Пользуются фразой  из 2-4 слов;
  • К 2 годам доступны звуки: О, Н, Т’, Д’, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф.
  • Появляются прилагательные и местоимение «я»;
  • Ребенок составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
  • Показывает пять частей тела по маминой просьбе («Где у тебя носик?»);
  • Знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;

 

2 – 3 года

Заметен значительный скачок в общем развитии ребенка.  До 2 лет дети могу разговаривать мало и неохотно, но к третьему году все меняется.

  • Речь менее аграмматична;
  • Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные;
  • Дети обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
  • Начинают применять множественное число существительных;
  • Знают основные части тела и могут их показать и назвать;
  • Используют союзы «если», «когда», «потому что»;
  • Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?»;
  • Называют свой пол, имя и возраст;
  • Понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
  • Понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.

 

4 года

  • Дети используют в речи до 2000 слов;
  • Меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
  • Появляется «словотворчество»;
  • Добавляются звуки С, З, Ц;
  • Понимают разницу между словами «большой» и «маленький»,
  • Осваивают падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде;
  • Согласуют имена прилагательные с существительными женского и мужского рода;
  • Понимают слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи;
  • Пользуются уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
  • Задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
  • Начинают подбирать рифмы к словам;

5 лет

  • Дети овладевают умением связно рассказывать; возможны ошибки при построении сложных предложений;
  • Расширяется словарь до 2500-3000 слов;
  • Могут составить рассказ по картинке;
  • Применяют обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
  • Используют в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
  • Может наблюдаться смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи и отсутствовать звуки Р, Р’;
  • Формируется навык звукового анализа слов.

6 - 7 лет

  • Ребенок овладевает связной речью, способен  составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  • Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».
  • Произношение всех звуков правильное.
  • Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением, иногда для этого просит  разъяснить смысл некоторых стихов.
  • Словарный запас увеличивается до 3500 слов.
  • Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания  (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)
  • Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.
  • Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего  развития ребенка, его успешного обучения в школе.