ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ. 

Картинки по запросу картинки детей и логопеда


Можете ознакомиться с ответами на данные вопросы:

  1. Основные причины нарушения речи?
  2. Что такое ПМПК?
  3. Не ухудшится ли речь ребенка в логопедической группе?
  4. В чем плюсы логопедической группы?
  5. Что такое "уздечка" и стоит ли ее подрезать?
  6. Что должен уметь ребенок к 1 классу?
  7. Что такое логопедический массаж и когда он требуется?
  8. Как выбрать хорошего логопеда?
  9. Зависит ли результат работы от участия родителей в коррекции речи ребенка?

Основные причины нарушения речи?

  Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и  невролога, детского психиатра, ортодонта, отоларинголога.

Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития:

- негативные факторы в период беременности и родов (асфиксия, гипоксия, недоношенность и т.д.);

- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

-перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов;

- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

- наследственные факторы;

- снижение слуха, зрения;

- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

- билингвизм (двуязычие в семье).


Что такое ПМПК?

  ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, т.е. организация, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, врач-невролог и врач-психиатр;, иногда и ряд других специалистов – воспитатель, педагог начальных классов, например).

   Основная задача комиссии – выявить причины проблем в обучении ребёнка и рекомендовать ему образовательную программу,  которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в учёбе, поведении, взаимоотношениях, здоровье, развитии).

  Если вашему ребёнку рекомендуют пройти комиссию, а вы говорите, что у вас нормальный ребёнок, то вы абсолютно правы. Любой любящий родитель именно так и считает, и это правильно! Просто часто бывает, что некоторым детям (возможно, ваш – как раз в их числе) нужна особая поддержка (педагогическая, психологическая, медицинская), без которой им очень трудно в школе, да и в жизни.

  Нарушения только в поведении не являются основанием для направления ребёнка на комиссию. Для этого должны быть более веские причины, связанные с качеством освоения программного материала. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что, к сожалению, многие родители не видят проблем в учёбе ребёнка (и это не всегда их вина, это может быть связано с тем, что сейчас очень сильно изменилась программа обучения, требования к ученику и прочее).

 


Не ухудшится ли речь ребенка в логопедической группе?

    Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

 


В чем плюсы логопедической группы?

    К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.

 


Что такое "уздечка" и стоит ли ее подрезать?

Похожее изображение

Подъязычная связка (уздечка) – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.

Средняя длина уздечки в норме составляет 1,5 см. 

Короткая подъязычная связка (уздечка) — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).

Короткая уздечка приводит к:

  • плохому пережевыванию пищи,
  • нарушению прикуса,
  • нарушению произношения,
  • смещению центра языка , несимметричному развитию и его малой подвижности,
  • гнусавости,
  • воспалительным заболеваниям полости рта.

   Родители часто задаются вопросом: "Что нам делать, если у малыша укорочена уздечка?".

   На такой вопрос вам может ответить ортодонт либо логопед при визуальном осмотре полости рта ребенка. Самостоятельно ставить "диагнозы" не стоит. В зависимости от степени укорочения, применяют 2 варианта решения данной проблемы:

  • подрезание,
  • растягивание.

   Если выбирать между подрезанием и растягиванием, я бы выбрала - растягивание. Данный процесс достаточно длительный и болезненный для ребенка, но дает довольно хорошие результаты при небольшом укорочении подъязычной связки (~8 мм). Для этого Вам необходимо ежедневно уделять внимание упражнениям, которые направлены на ее растягивание.

(С комплексом упражнений Вы можете ознакомиться в разделе "Логопедические упражнения" - "Картотека гимнастик".)

   Но бывают ситуации, когда растянуть подъязычную связку не представляется возможным. В таком случае прибегают к оперативному вмешательству - подрезанию. Операция подрезания уздечки проводится амбулаторно в хирургическом кабинете стоматологической поликлиники, проводится под местной анестезией, что исключает возможность каких — либо болевых ощущений. Процедура длится минут 10-15Чем раньше родители обратят внимание на состояние уздечки у ребенка, тем безболезненнее и эффективнее пройдет процесс восстановления.

Противопоказания к операции:

  1. Онкологические заболевания.
  2. Гематологические заболевания.
  3. Острые инфекционные заболевания.
  4. Воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.
  5. Наличие не санированных очагов полости рта.

Речевая готовность к школе ребенка 7 лет:

1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:

  • четкое произношение всех звуков речи,
  • умение различать звуки речи на слух,
  • умение определять место звука в слове (начало, середина, конец слова),
  • умение составлять из звуков слово,
  • умение придумывать слово на заданный звук,
  • умение определять количество звуков в слове.

2. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА:

  • умение произносить слова по слогам (велосипедист, водопроводчик и т.д.),
  • умение без искажения произносить слова и предложения.

3. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС:

  • словарь около 2000-3500 слов,
  • знание и активное употребление антонимов (молодой-старый),
  • знание и активное употребление синонимов (заяц - серый - косой),
  • слова-действия, слова-признаки,
  • умение обобщать и классифицировать предметы,
  • умение подбирать родственные слова.

4. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:

  • употреблять простые и сложные предлоги, 
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже,
  • согласовывать существительные с числительными,
  • правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением,
  • преобразовывать единственное число во множественное.

5. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:

  • уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту,
  • составлять рассказ по картине, серии сюжетных картин,
  • составлять рассказ с опорой на жизненный опыт,
  • владеть навыком полного и краткого пересказа.

Что такое логопедический массаж и когда он требуется?

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Логопедический массаж — это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия.

Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. 

Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Процедура крайне результативная и может принести успех в лечении, если обычные педагогические методы не дают заметных результатов. 

    Противопоказания к логопедическому массажу:

    •    Грибковые и гнойничковые заболевания кожи у ребенка или логопеда;
    •    Гематомы на участке тела, которые нужно массировать;
    •    Активная форма туберкулеза;
    •    Заболевания капилляров и крови;
    •    Тромбоз сосудов;
    •    Отек Квинке или острая крапивница в анамнезе;
    •    Инфекционные раны;
    •    Онкологические заболевания;
    •    ОРЗ;
    •    Фурункулез;
    •    Эпилепсия;
    •    Гиперчувствительность;


Как выбрать хорошего логопеда?

Дать четкий ответ на этот вопрос довольно сложно. Озвучу несколько критериев, важных на мой взгляд:

  • поинтересуйтесь какой ВУЗ окончил педагог.  

Сейчас широко распространены краткосрочные логопедические курсы, которые может пройти человек и получить корочки с записью "логопед". Следовательно ни о каком профессионализме не может быть речи.

  • очное или заочное окончание ВУЗа,

Ни для кого не секрет, что при заочной форме обучения практики практически нет.

  • повышение квалификации и дальнейшее обучение педагога,

Поинтересуйтесь, о квалификационной категории педагога, его профессиональных интересах, курсовой подготовке. 

  • внешний вид и умение расположить к себе,

Конечно, внешний вид к профессионализму не имеет никакого отношения,но каждый уважающий себя педагог будет следить за тем, как он выглядит.

   Обратите внимание на:

  • руки специалиста (ногти должны быть коротко острижены либо с аккуратным маникюром без острых концов),
  • на опрятность в одежде (за исключением тех моментов, когда педагог мог испачкаться во время работы о краски, пластилин и т.д.),
  • на посторонние запахи.

 

  • как логопед взаимодействует с Вашим ребенком.

Обратите внимание на речь, менеру подачи информации. При первом знакомстве сразу можно сказать понравился специалист Вашему ребенку или нет. Бывают ситуации, когда логопед ребенку не нравится по причинам, не имеющим отношения к профессионализму. Например, ребенок больше расположен к людям молодого возраста или наоборот. Ребенку может не нравится голос педагога и т.д. В этом случае просто стоит сообщить об этом логопеду и на хорошей ноте проститься.


Зависит ли результат работы от участия родителей в коррекции речи ребенка?

   Многие родители считают, что успех ребенка в преодолении речевого нарушения целиком зависит от логопеда. Но это, увы, не так! Вы можете наблюдать, что у одних детей прогресс идет гораздо быстрее, хотя, казалось бы, совсем недавно они говорили очень плохо. Секрет состоит в том, что у детей, родители которых, активно сотрудничают с учителем-логопедом, процесс коррекции нарушений звукопроизношения проходит гораздо быстрее и качественнее, чем у тех детей, родители которых, не заинтересованы в сотрудничестве. 

   Уважаемые родители! Не забывайте о том, что 60% успеха Вашего ребенка зависит именно от Вас! 

Коррекция неправильного звукопроизношения проходит в 3 этапа, в каждом из которых роль родителей не заменит ни логопед, ни воспитатели ДОУ. 

1 этап - подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Учитель-логопед обучает разным артикуляционным, дыхательным упражнениям, которые необходимо освоить ребенку для успешной постановки звука. При изучении таких упражнений важна четкость и правильность их выполнения, поэтому прежде чем дать ребенку задание на дом, учитель-логопед приглашает родителей для практического показа упражнений. После того, как ребенок вместе с родителем осваивают нужные артукуляционные позы, логопед может приступать к следующему этапу.

2 этап - постановка и автоматизация нарушенного звука в речи. На данном этапе учитель-логопед ставит звуки и автоматизирует их. Дома родители помогают своим детям закреплять поставленный звук. Необходимо помнить, что этот этап самый длительный и сложный, так как ребенку необходимо перестроиться. Научиться не только правильно произносить, но и слышать разницу между нарушенным звуком и звуком в норме. Именно поэтому процесс автоматизации должен проходить последовательно. Родители дома должны привлекать внимание ребенка к тому, как красиво он начал говорить. Всячески хвалить и поощрять. 

3 этап - введение звука в обиходную речь. Родителям необходимо помнить, что пока контроль за собственной речью у ребенка развит недостаточно. В кабинете у логопеда ребенок может проговаривать все звуки четко ("кабинетная речь"), но в условиях дома этого не делать. Именно этот этап целиком зависит от родителей и их заинтересованности в четкости речи. Чем чаще Вы будете играть с ребенком в "речевые" игры, выполнять все рекомендации логопеда, тем быстрее вы достигнете цели.

  Бывает, что спустя некоторое время, родители ослабляют контроль за речью ребенка и "все возвращается обратно". Поэтому, я советую на протяжении еще полугода следить за четкостью звукопроизношения. 

   Соблюдая все рекомендации логопеда, Вы достигнете успеха!