СЛОВАРЬ ЛОГОПЕДА.

(все термины использованы в упрощенном варианте)

             ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

Алалия — отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте. Различают моторную и сенсорную алалию. Иногда наблюдается смешанная форма — сенсомоторная алалия. Моторная алалия характеризуется преимущественным недоразвитием звуковой (экспрессивной) стороны речи при достаточно сохранном её понимании. При сенсорной алалии отсутствует понимание речи, вследствие чего не происходит овладение ею.

 


Анартрия — нарушение артикуляции, делающее практически невозможной членораздельную речь, крайне выраженная степень дизартрии.

 


Асфиксия новорожденных - кислородное голодание плода во время родов.

 


Афазия - нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха.

 


Гиперактивность - комплексное нарушение поведения и познавательных процессов; проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью.

 


Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения.

 


Дисграфия - частичное специфическое расстройство процесса письма. Наиболее тяжёлая степень этого нарушения — аграфия — полная неспособность к овладению навыкам письма.

 


Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

 


Дислексия - нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС.

 


Дисфункция мозговая минимальная (ММД) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период, обозначающий легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы.

 


Задержка речевого развития (ЗРР)отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всех компонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).

 


Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

 


Звукоподражанияусловное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.

 


Импрессивная речьвосприятие, понимание речи.

 


Иннервацияобеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

 


Интеллект - это:

  • качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой.
  • способность к мышлению.
  • вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
  • характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.
  • целостная характеристика познавательных процессов человека.
  • способность человека адаптироваться к окружающей среде.
  • глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
  • относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

 


Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

 


Коммуникация - контакты, общение, обмен информацией между людьми.

 


Лексикон - словарный запас.

 


Логопедический массаж - одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

 


Логореябезудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи. Наблюдается при сенсорной афазии.

 


Логоритмикаэто система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

 


Логоневроз — невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания.

 


Логофобия - боязнь произнесения слов, речи.

 


Мимика - совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.

 


Моторика - двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

 


Назализация - приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

 


Нарушения речиотклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

 


Негативизм - лишенное объективных оснований сопротивление предъявляемым требованиям.У детей негативизм возникает чаще всего как реакция на требования взрослых, не учитывающих их потребности. Закрепляясь, негативизм становится одной из сторон патологического формирования характера.

 


Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

 


Постановка звука - создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями;

 постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.

 


Ранний детский аутизм (РДА) - аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребёнка от внешнего мира. Коррекция осуществляется посредством комплекса психотерапевтических, педагогических и медицинских воздействий. Решающая роль принадлежит мероприятиям по формированию контактов с внешним миром, смягчению эмоционального дискомфорта.

 


Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.

-внешняя - речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;

-внутренняя - речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

 


Речевой слух - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:

- ритмический слух - способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

- физический слух - способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;

- фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи.

 


Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Искажения тембра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании.

 


Сензитивный период - этап возрастного развития ребёнка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определённых психических функций.

 


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

 


Тремор - непроизвольные дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела.

 


Уздечка - подьязычная связка.

При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ].

 


Эпилепсия - хроническое нервно-психическое заболевание, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов.

 


Эхолалия - автоматическое повторение услышанных слов, когда вместо ответа больной повторяет обращённый к нему вопрос.