АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

   (Новиковская О. А.)

 

Активная артикуляционные гимнастика это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка.

   Артикуляционные упражнения выполняются мед­ленно и обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить   какое - либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук).

 

Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста

(до 4 лет)

   Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи. 

  Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ре­бенка на то, что у него есть верхняя и нижняя губы, верх­ние и нижние зубы, а язычок только один. В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка. Артикуляционная гимнастика не должна превра­титься в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры.

 


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ, ГУБ И ЩЕК.


Птенчик (статическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу картинка птенчика

Попросите ребенка широко от­крыть рот (покажите, как это делать) и остаться в та­ком положении несколько секунд (положение губ, как при произнесении звука А).

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете.

При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай

Кушай, птенчик, не зевай!

 

Улыбка (статическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу картинка улыбки

Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3.

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И»). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2—5 секунд.

Расскажите стихотворение:

Улыбнись мне поскорей.

Тяни губки до ушей!

 

Колечко (статическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу колечко рисунок

Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягива­ете их вперед (положение губ, как при произнесении звука О). Удержите губы в таком положении 2—5 секунд

и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

И колечко покажи.

 

Малыш плачет (динамическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу картинка дудочка

Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за дру­гим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти дви­жения губами. Менять положение губ нужно 2—5 раз подряд.

 

Веселый—грустный  (динамическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу картинка веселый грустный

Эта игра также вырабатывает навык быстрого из­менения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном про­изнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2—5 раз.

 

Шарик (статическое и динамическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу картинка шарик

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3—5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2—5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу.

Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

 

Поцелуй (статическое и динамическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу картинка поцелуй

Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживай­те такую позу в течение 2—5 секунд, а затем с усили­ем разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите уп­ражнение 2—5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами имен­но в тот момент, когда подносит свою ладошку к гу­бам, а не раньше и не позже.

Расскажите стихотво­рение: 

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

 

Рыбка (динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра также подготовит губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б.

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет;

Ротик открывает,Картинки по запросу картинка рыбка

Что сказать, не знает !

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научит­ся выполнять упражнение, расскажите стихотво­рение:

Рыбка ротик открывает

Пузыри она пускает.

 

Тигр (статическое и динамическое артикуляционное упражнение)Похожее изображение

Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков О, Н.

Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти. Для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удер­живать в таком положении.

Расскажите стихотворение:

Злого тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

 


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА


Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка расслаблять язык, развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков.

Лопатка (статическое артикуляционное упражнение) ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинка ЛОПАТКА

Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку ».

Пока ребенок удерживает язык в течение 3—5 секунд, расскажите стихотворение:

Вот она, лопатка, —

Широка да гладка.

 

Горка (статическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу картинка горка

Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» — произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в нижние зубы, как в упражнении «Прятки», затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой. Теперь предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенок выполняет упражнение, расскажите стихотворение:

Вот она какая,

Горочка крутая!

 

Кошечка (динамическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу кошка пьет молоко нарисованная

 Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык, совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения языком 3—5 раз. Затем покажите, как сложить ладони, словно это блюдечко, и «полакать» молочко:

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

 

 

Иголочка (статическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу иголка нарисованная

Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше напряженный язык. Придайте ему форму длинного и тонкого жала и удержите в этой позе в те­чение 3—5 секунд. Теперь попросите малыша повто­рить упражнение и скажите, что его язык похож на длинную и острую иголку. Покажите, будто вы хоти­те прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донеся руки до рта малыша, отдерните ее: «Ой, какая острая!» Расскажите стихотворение:

Вот она, иголка, —

И остра, и колка.

 

Часики (динамическое артикуляционное упражнение)Похожее изображение

Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики». Пусть малыш совершит 48 движений языком из стороны в сторону.

Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении упражнения произносите: «Тик-так, так-так...», задавая темп движений.

 

 

Качели (динамическое артикуляционное упражнение)Картинки по запросу качели нарисованные

Высуньте изо рта язык. Совершайте им движения вверх-вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу, что так язычок качается на. качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4—8 раз.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», задавая темп движений.

 

Обезьянка (статическое артикуляционное упражнение)

Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что вы  — обезьянка-мама. Попросите малыша изобразить смешную обезьянку и Картинки по запросу обезьянка нарисованныеудерживать такую позу в течение 3—5 секунд.    

  В следующий раз покажите обезьянку-папу: по­местите кончик языка между нижней губой и нижни­ми зубами. Предложите малышу изобразить обезьян­ку. Пока ребенок удерживает такую позу в течение 3—5 секунд, расскажите рифмовку:

Мы покажем обезьян:

За губой у них карман,

А в кармашке — язычок.

Чики-чок, чики-чок!

 

Лошадка (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: нужно приоткрыть рот, присосать широкий  кончик языка к твердому нёбу за верхними зу­бами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цо­кайте медленно, а затем быстрее и быстрее.Похожее изображение

Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.В процессе выполнения артикуляционного упраж­нения «Лошадка» можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изоб­ражая всадника, держащего в руках

вожжи. Расска­жите стихотворение:

Скачем на лошадке

По дорожке гладкой.

 

Стой, лошадка! (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что пора лошадке остановить­ся. Покажите, как конюх останавливает лошадь: вы закрываете рот, смыкаете губы и выпускаете воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать — как можно дольше, чтобы получился звук, похожий на «тпру».

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку.


Категория: Артикуляционные гимнастики | Добавил: furinaalena24 (11.07.2019)
Просмотров: 850 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar